Металл для российского автопрома: работа продолжается

   В рамках деловой программы 26-й Международной промышленной выставки «Металл-Экспо» состоялось заседание Рабочей группы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения на период 2018-2023 гг.
   Участники заседания, которое проходило под председательством советника генерального директора ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» академика А.К. Тихонова, обсудили ход реализации «Межотраслевой программы работ…» (МОП) отечественными производителями металлопродукции и ведущими автомобильными компаниями.
   По некоторым пунктам МОП работы к настоящему времени уже выполнены либо близки к выполнению. Автомобилисты получили опытные партии продукции либо собираются сделать заказы в ближайшее время.
   В частности, российские меткомбинаты освоили производство проката для высокопрочного крепежа, а сам он выпускается на АО «БелЗАН». Магнитогорский меткомбинат успешно выпускает холоднокатаную ленту для чистовой вырубки. Также на этом предприятии для КАМАЗа производится горячекатаный прокат повышенной прочности с пределом текучести до 700 МПа толщиной 8 мм. Из него изготовляются рамы грузовых автомобилей.
   Практически завершена работа, которую проводил ЦНИИчермет им. И.П. Бардина по созданию кассетных технологий получения холоднокатаного и оцинкованного микролегированного высокопрочного автолиста (HSLA) и двухфазной ферритно-мартенситной стали. Благодаря этой разработке из металла одной плавки можно получать небольшие партии проката различного класса прочности. Количество вариантов химсостава уменьшено от 24 до 8.
   ЦНИИчерметом по заказу «Северстали» создана установка по получению высококачественного железного и легированного порошка водой высокого давления. Комбинат планирует довести производство данной продукции до 20 тыс. т в год, что покроет большую часть потребностей российского рынка. Однако здесь надо еще решить ряд проблем, связанных с освоением промышленных объемов выпуска.
   Работа над некоторыми пунктами МОП пока тормозится из-за отсутствия в России необходимого оборудования, в частности, печей для термообработки износостойкого листа толщиной 4-6 мм. Нет пока у нас и станов для получения широкого листа данной толщины.
   Сдвинулся с места проект по изготовлению пружин холодной навивки. Решать проблему с производством соответствующей проволоки взялся «Росатом». Будет приобретено новое оборудование, а ввод его в строй намечен на 2023-2024 гг.
   По многим пунктам продолжаются исследования. Например, есть понимание того, что в автоматных сталях свинец можно заменить висмутом, но требуется разработать новую номенклатуру такой продукции, предложить потребителям привлекательное для них соотношение цены и качества.
   Пока немного затормозились работы по освоению производства стали с алюмокремниевым покрытием для системы выпуска отработавших газов. Предполагаемый спрос недостаточно высокий, чтобы заинтересовать металлургов. Возможно, эту проблему удастся решить, если убедить конструкторов изготовлять из этого материала бензобаки.
   Так или иначе, российские металлурги и автомобилестроители не стоят на месте. Наука и производство совместно создают и осваивают новую продукцию. Локализация производства автокомпонентов в России постепенно увеличивается, и этот процесс будет продолжаться и в будущем.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
12 ноября 2020 г.